Ты ответственна за все

-Он был подтянут, всегда начищенный, холёный, следил за собой, сидел на здоровом питании, поддерживал форму, - вспоминают его друзья. 
А ещё они же рассказывают, что якобы он был настолько тонко чувствующим, что от этого даже начал спиваться. 

Смотрю "Хроники московского быта", про актёров, которые умерли от пьянства. Рассказывают про Николая Ерёменко, почившего от алкоголического инсульта в 52, что ли, года.
У него была жена и дети.
И ещё на протяжении 20 лет у него была вторая параллельная семья. Татьяна, эта самая "младшая жена", в своё время даже ушла с маленьким сыном от мужа, чтобы быть с ним.
Николай разводиться, конечно, не спешил. 

Жена, конечно "всегда прощала мужу измены, понимая, что все эти романы - просто продолжение артистической натуры мужа, он любит нравиться, ему нужно бесконечное восхищение, и это необходимое условие для его работы в камере" (с)
Показывают кусочек прижизненного интервью актёра. 
Сидит ухоженный и абсолютно самодовольный мужик, вот прямо посмотришь и не перепутаешь это выражение, и рассказывает: "Жена относится… ну да… но она собственно знала, за кого шла".
И ухмыляется.

-Коля был нежным и слабым, - аж с придыханием рассказывает про него какая-то актриса, - он не был тем мачо, которых он играл, он таким не был! Потому что если бы он таким был - он бы решил что-то для себя, с кем жить, с женой, или с появившейся в его жизни Татьяной…
-Актёр так и не смог понять, чего он хочет и где его настоящая любовь, - продолжает втирать участливый голос за кадром, - Татьяна родила ему дочь и он, по словам знающих его людей, очень много времени проводил во второй семье, но эта двойная жизнь, конечно, страшно его мучала! 
-Это постоянное самоедство, это постоянное копание себя, - грустно вторит один из его приятелей на камеру, - и зачастую просто сжигание себя изнутри…

Ну, то есть, да, жил да был себе холёный со всех сторон мужик, искренне любящий себя. 
Мужик этот наверняка вполне шикарно себя чувствовал, имея славу и внимание, имея официальную семью со всепонимающей женой и ждущую на протяжении 20 лет такую же всепонимающую любовницу, которая с милой улыбкой, вспоминая этого самого Колю, смиренно говорит, что всегда уважала его выбор… 
Но - ну конечно! - несчастлив в этой ситуации был именно он.
-Многие считают, - продолжает участливый голос, - что именно двойная семейная жизнь приводила Ерёменко к страшным запоям, и только в эти моменты ему становилось спокойно.

Ах, да! Незадолго до смерти актёр ушёл из официальной семьи. 
Но и с параллельной типа женой, которая ждала этого развода 20 лет, он тоже (ха-ха, ну классика же!) не сошёлся.
Потому что… ну-ка, ну-ка, кто с первого раза угадает? Точно! Он просто завёл себе молодую девочку.
Та же приятельница актёра рассказывает: "Но это была, наверное, не любовь, а его огромное желание любви!"
-Он очень переживал, - говорит диктор, - и он был очень несчастен.
Да-да, бедный, бедный многожёнец Коля!

А потом он в очередной раз жёстко прибухнул и скончался.
На похоронах встретились все эти три женщины.

Что произошло дальше... А? Ну? Кто угадает? Ну это же так просто! Это же прямо даже и угадывать не надо, ибо для нашего общества - абсолютная норма. 
Две старшие женщины обвинили эту последнюю, молодую, в том, что именно она его загубила.
Загубила тем, что она не боролась с его запоями и не умела из них выводить. 

* * *

Знаете, почему я не склонна обвинять женщин, в отличие от… боже как бы это сказать, чтобы не призвать дьявола… ну вы поняли, в отличие от кого. 
Потому что в нашем обществе, буквально в воздухе этого общества, прошиты некоторые догмы, которым не так-то легко противиться. 
Точнее, даже иногда и не приходит в голову, что им нужно противиться. Ещё точнее - их сложно хотя бы осознать. 
А если и приходит осознание, то для того, чтобы сопротивляться, надо буквально идти против общественной морали. 
Потому что догмы эти практически становятся всеобщей атмосферой и фоном жизни.

Например, вот такая догма: мужчина - это вечный мальчик, а его женщина - это его мамочка.
Мамочка, которая должна следить за его здоровьем, следить за тем, покушал ли он, хорошо ли ему, тепло ли ему, и даже не слишком ли жёстко он бухает. 
Если мужик оборотист и блядовит, то мамочками долны стать все его женщины, дабы, бережно передавая любимого мальчика из рук в руки, нигде его не поцарапать.

То есть, женщина в нашей культурной среде и в глазах нашего общества живёт по умолчанию не со взрослым человеком. 
Хотя вроде как все понимают, что вот это пятидесятилетнее кобло, живущее с совсем молодой девушкой, по идее, и сильнее её, и хитрее, и умнее, и прохаваннее.
Но всё равно: она должна быть ему мамочкой, а он всё равно как бы неразумный мальчик, которого надо опекать.

Сколько ж личных женских бед вообще наворотила вот такая установка. 
Но для того, чтобы её обойти, надо уметь поднимать на смех общество, то есть, уметь противиться ему. 
Можно ли ожидать, что таким прокачанным скиллом будет обладать какая-нибудь 20-25 летняя девочка?
Вообще, даже не про этого актера говорю, а в принципе, про жизнь.
Да что там девочка... и хорошо побитые жизнью женины не всегда-то до этого доходят.

Откуда этим самым женщинам взять понимание того, что мужик - это не маленький глупенький мальчик, по отношению к которому надо принимать вид снисходительной опекунши, принимающей ответственность за всё, если общество буквально в воздухе прошивает обратное?

Прошиваает, прошивает ещё как!
Прошивает с самого нежного девочкиного возраста, что мальчики - эдакие глупыши неразумные, и что с них возьмёшь.
Что внушают девочкам ещё буквально с детства? Ну, например, то самое "будь мудрее, ты же девочка" - оно же как раз из этой оперы.
Несчастливая личная жизнь. Начало. А потом так и прёт фоном изо всех щелей: ты ответственна за всё.
И совсем не странно после этого видеть всех этих несчастных женщин, которых мужчины буквально юзают как хотят, вытирая ноги. И не странно видеть, что женщины этому не только не умеют сопротивляться, а ещё и сами летят на огонь.
Такие всеобщие установки, да.

Потому что это уже заложено в основу. 
Что мужчины - это такие недалёкие глупыши, с которых "что с них взять", и на них надо смотреть немножечко даже сверху и снисходительно. Мудроженственно смотреть, ага. 
А что такое сверху и снисходительно? Это всепрощающая и всеприемлющая мать. Которая, чуть что, должна мужчину спасать. И всё спасать. Семью, отношения, что там ещё.
Себя спасать не надо. Надо быть мудрее и терпеть.

Вот и получается, что само общество изначально требует от женщины по отношению к мужчине практически материнских инстинктов. 
А если она не готова их проявлять, ну, например, не может спасти глупенького мальчика типа от самого себя - то она плохая, и в том, что с ним происходит, будет виновата именно она.
А мужчина... да что с него взять. Он в этом всём ещё и будет жертвой. Которую надо пожалеть.

Потому что ах, какая нехорошая была с ним женщина! Не уберегла.
________

© Екатерина Безымянная