Гений, гением, о гении...

"Тем, кого любишь, нужно доверять полностью, нужно отдать им ключи от всего, что имеешь, если это настоящая любовь. А иначе нет смысла. Какое-то время я думал, что такая любовь есть у меня".
alt
Взрыв. Под музыку Баха он взлетает на воздух. Так я познакомилась с "Казино". Включив его однажды по настоятельному совету своего знакомого в список того, что нужно посмотреть обязательно, я слилась с этим фильмом настолько, что даже начинаю "ностальгировать" по тем временам, когда в Америке властвовали гангстеры, мафия, омерта и вездесущее ФБР.

Откуда у меня это чувство грусти по тому, чего я никогда не видела и не знала? Может быть, это все Скорсезе? Или все из-за Де Ниро, который сыграл там главную роль? Да чего там гадать - это их совместная ностальгия. Они оба знают материал досконально. Они знают, о чем говорят, потому что росли в той атмосфере во времена "благородных и честных" гангстеров, когда после сделки каждый действительно получал свою долю, а не был убит исподтишка нанятым снайпером. Если ты провинился, к тебе обязательно придут с бейсбольной битой, ножом, пистолетом, но схватка всегда - глаза в глаза. Каждый получает "от щедрот" по заслугам. Это видно, это чувствуется, этому веришь, каждый раз переносясь в тот Лас-Вегас, которого больше не будет никогда.

Известен факт, что фильм основан на реальных событиях. Но это общие слова. А ведь в действительности почти каждый персонаж срисован с реальных людей. Герой Де Ниро - гений игры Сэм Ротстин - это Фрэнк Розенталь или "Лефт" (Левша), который действительно с 13 лет делал ставки и играл в азартные игры. Он действительно в 70-х годах управлял одним из крупнейших казино в Вегасе и придумал расположить тотализаторы на территории игорных заведений, тем самым вырвав букмекеров с улиц и подвалов и вытащив их из ряда бутлегеров и сутенеров, сделав полноправными фигурами игорного бизнеса. Он на самом деле знал об игре все и жил ею круглые сутки 365 дней в году. Он жив-здоров до сих пор, и по-прежнему в игре ему нет равных.

Персонаж Джо Пеши - эмоционально неуравновешенный убийца от мафии Ники Сонторо - это Тони Спилотро или "Муравей". Он действительно был настолько опасен. "Рост и вес соперника не имели для него никакого значения. Ударишь его кулаком - он вернется с дубиной. Ударишь его ножом -он вернется с пистолетом. А если захочешь в него стрелять - лучше убей его сразу, потому что он будет возвращаться до тех пор, пока один из вас не будет мертв". Ион действительно громил все подряд абсолютно безнаказанно. И все попытки полиции и ФБР прижать его к ногтю не приводили к успеху.

Ники-Тони также жил грабежами, убийствами и пытками, как Сэм-Фрэнк игрой. Поэтому он всегда был на шаг впереди. И на самом деле, он зарвался настолько, что в1986 году боссы приказали его убить, закопав заживо на одном из пустырей штата Индиана.
И третий ключевой персонаж Скорсезе тоже скрупулезно срисовал из жизни. Джинджер Маккена, героиня Шерон Стоун - шлюха класса "люкс". Правда, этот образ собирательный. В те времена в Вегасе на самом деле встречались такие "королевы казино", которые виртуозно воровали фишки у своих "клиентов" и высасывали их до цента. "Умные девушки вроде нее могли сутками ублажать клиента, чтобы потом отправить их домой к долгам и банковским проверяющим".

Но Скорсезе мало того, что ключевые фигуры имели свои реальные прототипы с реальными историями жизни. Он правдив маниакально. Например, даже такая проходящая эпизодическая фигура, как игрок-толстосум Ичикава, имел реальный прототип - одного из крупнейших игроков Лас-Вегаса Акио Касиваги, который с успехом выигрывал-проигрывал суммы, равные бюджету маленького государства, вплоть до 1992 года, когда якудза расправилась с ним в его собственном доме в Токио.
Даже коды, которыми в фильме пользуются агенты ФБР - настоящие (правда, уже не действующие) и взяты у самой организации. Наверное поэтому у зрителя, который, конечно же, не знает все эти детали, возникает чувство, что в фильме все "правда, только правда и ничего, кроме правды". Кроме того, книга Николаса Пиледжи, которая легла в основу сценария, была написана по материалам настоящего судебного процесса и по опросам свидетелей. Говорят, что, прочитав ее, Скорсезе запер себя и Пиледжи на пять месяцев в номере одного из отелей, чтобы написать сценарий.

Видимо не зря, потому что, раз за разом просматривая фильм и отдельные его сцены, удивляешься, сколько мыслей приходится на каждую минуту фильма - не слов, а именно мыслей. И что самое интересное, ведь ничего лишнего, ни одного действия, ни одной фразы - "купировать" нечего. Поэтому даже в телевизионном варианте фильм идет с оригинальным хронометражем.

Пожалуй, по масштабу и эпичности единственный конкурент этого фильма - это "Крестный отец". И в принципе, в "Казино" чувствуется, что режиссер создавал его с оглядкой на творение Копполы. Да Скорсезе и сам это признает, говоря, что единственный, кого он считает великим режиссером, это Фрэнсис Коппола. И тот и другой почти в каждом фильме рисовали один и тот же мир, правда, с разных сторон и точек зрения. Просто для Копполы скорее важна история и характеры, которые на ней воспитывались, а для Скорсезе - взгляд изнутри
и психология тех людей.

Да и сам фильм "Казино" тоже завершение своеобразной трилогии. Скорсезе начал рисовать ее со "Злых улиц", "продолжением" стали "Славные парни", и как венец - "Казино".

В первом из этих фильмов Скорсезе "нащупал" де Ниро - тот, как рыба в воде, чувствовал себя в роли гангстера. В "Парнях" уже видно, что почти готова гениальная сцепка Пеши - Де Ниро. Один жестокий убийца, другой хладнокровный и уравновешенный бандит "с мозгами". В итоге, оставив основы характера персонажей Пеши и Де Ниро, из "Славных парней" Скорсезе перенес их для развития
в "Казино", добавив гениальной парочке драматизма в виде Стоун. Здесь уже все абсолютно солидно, взвешенно, тонко и проработано с оглядкой на свои же собственные ошибки в тех фильмах.

К сожалению для меня, я увидела тех же "Славных парней" уже после "Казино" и поэтому испытала легкое чувство разочарования - слишком заметно, что тогда Скорсезе еще не задрал свою планку в гангстерской теме настолько высоко, чтобы смотреть нам потом фильм на одном вдохе. Поэтому рекомендую смотреть эти три фильма в последовательности "Улицы" - "Парни" - "Казино". А посмотреть все три - просто необходимо, чтобы понять ту глубину, на которую рыл все эти годы Скорсезе. Иначе "Казино" рискует остаться для вас фильмом про гангстеров и предательство, как "глубокомысленно" пишут на видеокассетах.
А ведь многие кинокритики до сих пор считают, что после "Казино" Скорсезе не смог создать ничего более великого. Даже "Банды Нью-Йорка", получившие бешеный доход от проката, суть - признание зрителя, не помогли ему реабилитироваться в их глазах. Хотя тогда, сразу после выхода "Казино", все критики просто рвали Скорсезе на части, а в сцене, когда Ники Сонторо пытал "Ирландца", зажав его голову в тиски, до тех пор, пока у того не вылезли глаза, они дружными рядами вставали идемонст-ративно покидали зал, кидая на прощание взбешенному режиссеру, что он слишком любит, когда его герои харкают кровью. Только потом, поостыв, критики признали, что кровь инасилие - это всего лишь еще одна правда о том времени.

Однако было уже поздно - в 1996 году высшая награда киноакадемии, которую, безусловно, заслуживает этот фильм, из-за шума кинокритиков проплыла мимо "Казино", отдав все лавры "Английскому пациенту". Непревзойденной вершиной этот фильм стал считаться и для каждого из актеров, исполнивших главные роли. Так, например, роль Джинджер Маккены превратила Шерон Стоун из "секс-бомбы", звание которой она получила после "Основного инстинкта", в голливудскую звезду первой величины. Разница между этими фильмами всего три года, но в "Казино" Стоун выглядит настолько более зрелой, что можно подумать их разделяет как минимум десять лет работы.

Между сексуально озабоченной психопаткой Кэтрин Трэмел и дорогой шлюхой Джинджер настолько же большая пропасть, как между карандашным наброском и законченным шедевром. Стоун сказала тогда, что за пять месяцев работы над фильмом она настолько выложила себя, что постарела минимум на три года. Сыграв ту роль, она заставила критиков поперхнуться словом "секс-бомба" и просто вынудила их номинировать ее на "Оскара".

Уважением к такой работе проникаешься еще больше, когда узнаешь, что в то время над Стоун довлел страшный диагноз - рак, который впоследствии оказался ошибочным. Может быть поэтому она и играла так самоотверженно, боясь, что другого шанса выложиться у нее не будет.

Для Джо Пеши игра в "Казино" стала тем шансом, который дал ему возможность откреститься от амплуа "придурка", приклеившегося
к нему после безумного успеха фильмов "Один дома" и "Один дома-2", где он сыграл одного из бандитов. Говорят, готовясь к роли, он днями беседовал с гангстером "в отставке" Джо Руссо, которого Скорсезе, работая над фильмом, пригласил для консультации. Он настолько серьезно "подсел" на эту роль, что даже сломал себе ребро в одной из сцен с дракой, играя оставшееся время с дикой болью, несмотря на запреты врачей.

И конечно, "Казино" - это одна из самых совершенных работ Де Ниро. Роли в последующих фильмах типа "Военного ныряльщика" или "Ронина" выглядят лишь отголосками мастерства, которое он вложил в Сэма Ротстина. Даже если вы видели фильм всего один раз, думаю, вы не могли оставить без внимания полное внутреннее перевоплощение актера в одном из первых и в последнем кадрах фильма. Причем там нет седых бород и прочей бутафории, в глазах Де Ниро мы видим, что он вместе со своим героем постарел на пятнадцать лет. Словно это его самого все эти годы ненавидела любимая женщина, словно его пытался убить друг детства, словно его боссы отправили доживать свой век к той точке, с которой он начал когда-то.

Де Ниро больше никогда не был так скрупулезен. Он изучил весь сценарий, мучил Скорсезе своими расспросами и предложениями, выматывал Джо Руссо в те редкие минуты, когда Пеши отпускал его от себя. Он даже следил за тем, чтобы длина его сигареты в кадре всегда была одной и той же, чтобы дать зрителю достоверное ощущение того, что Сэм курит непрерывно. Те, кто работал тогда на площадке вместе с Де Ниро, говорят, что он был так же невозможно дотошен, как и Сэм, который требовал равное количество изюма
в каждый кекс. Он также резко и бескомпромиссно говорил и размахивал накрепко зажатой между пальцами сигаретой, если кто-то из съемочной группы допускал оплошность.

Такое наложение пластов судеб прототипов, героев и их исполнителей сделали "Казино" настолько многослойным, что сейчас, видя фильм уже не в первый раз, мы получаем разные истории. То это гангстерская сага, то история Лас-Вегаса тех времен, то этап развития игорного бизнеса, то Love story.
Мы вскрываем его, как матрешку, раз за разом убеждаясь, что внутри есть еще что-то, пока не узнанное нами. Это заставляет снова и снова включать его, посмотрев полностью, затем отматывая на любимые эпизоды. И именно это заставляет замирать в конце фильма, понимая, что вместе с прежними казино, которые были взорваны новыми хозяевами Лас-Вегаса, рушится нечто большее, чем просто здания.

"В конце концов я вернулся к тому, с чего начинал, я по-прежнему могу угадывать результаты, я по-прежнему могу быть полезен своим боссам. Вот и все".

Комментарии 2

Koala от 20 июня 2006 14:25
Я не особо разбираюсь в конемотографе, но это правильный фильм. После него я сразу же посмотрел Крестного отца все 3 части. 4 фильма о том, как правильно себя вести. Может даже как правильно жить (я не имею ввиду убивать, я имею ввиду отношения между людьми)
mafioZZZo
mafioZZZo от 25 сентября 2006 22:41
убивать-убивать, не скромничай!
angry