Непедагогичное

Вечная тема - будь у вас такая возможность, что бы вы сказали, что бы посоветовали себе-прошлому, себе-подростку, с высоты сегодняшнего опыта? Она то и дело всплывает, но я обычно как-то все больше отмалчивалась, когда об этом заходил разговор. То, что сказала бы я, живым детям говорить, увы, нельзя, их родители меня на тряпки порвут.

Запомни, сказала бы я ребенку или подростку, то, что говорят о тебе другие люди, в большинстве случаев не имеет отношения к тебе. Каждый из них играет в своем спектакле, где в главной роли - всегда он сам, а остальные нужны в качестве партнеров и статистов и должны исполнять ту партию, которая выгоднее оттенит линию главного героя. Мама играет маму. Учительница играет учительницу. Отец в перерывах между другими, более увлекательными ролями иногда играет отца. Младшая сестра играет в Золушку. Брат-студент играет в Ницше или Вейнингера. Если мамы из книг, которые мама читала в детстве, мудро воспитывали нестандартных талантливых сыновей и сереньких, малоспособных, но усидчивых, старательных, послушных и трудолюбивых дочек, - возможно, ты попала. Если учительницы в школьных повестях, которыми зачитывалась учительница в детстве, терпеливо и доброжелательно помогали обаятельным озорникам и показательно развенчивали и ставили на место отличниц - зубрилок, зазнаек и ябед, - возможно, ты попала. Если отцы в фильмах, которые с детства любит твой отец, только и делали, что выковывали настоящих мужиков из испорченных мамами слюнтяев и неженок-сыновей, - сорри, бро, но ты попал точно. Твоя роль определена без всякого твоего участия, и дело тут, вероятно, совершенно не в том, что у тебя актерский типаж подходящий - просто труппа маловата, приходится брать то, что есть, да и режиссеру бывает не до точного подбора актеров на роли второстепенных персонажей, когда он не столько режиссер, сколько сам главная звезда. Это как во двор выйти через полчаса после того, как закончилась очередная серия "Семнадцати мгновений весны". Не успеешь оглянуться, как назначат в Мюллеры или Барбары - не потому, что с тобой что-то не так, а просто Штирлиц с Кэт уже полчаса как заняты, и даже Плейшнер успел проглотить ампулу с ядом перед тем, как его загнали домой. Это касается и взрослых людей, просто у взрослых обычно выше сопротивляемость и больше возможностей не обращать внимания. (Хотя для собственных родителей мы, бывает, "до старости остаемся детьми" и в этом смысле тоже.) У тебя и с тем и с другим пока может быть не очень хорошо. Но все-таки помни, что ты не обязан(а) в это играть, во всяком случае, всерьез. Это не твоя пьеса.

Разумеется, я такого никому не говорю, потому что страшно непедагогично. Но, попадись мне в моем детстве непедагогичный взрослый, подозреваю, это сберегло бы мне кучу нервных клеток и какой-то приличный кусок будущего, который я не могу теперь вернуть себе сама, потому что толком не знаю, как он мог бы выглядеть.

 

(с)caballo-marino